«Атмосфера творчества и мастерства»
Способность умно наполнить
свободное время есть высшая
ступень личной культуры.
Бертран Расселл
На сегодняшний день тема досуговой занятости детей и подростков очень актуальна, я бы даже сказала, злободневна. Правильно организованная досуговая занятость несовершеннолетних может стать средством развития личности каждого ребёнка. За время пребывания воспитанников в стенах нашего учреждения ОГКУСО «Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района» воспитатели, инструкторы по труду, физкультуре, музыкальный руководитель и социальный педагог делают все для того, чтобы наши воспитанники сумели освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, а так же реализовать себя в будущем. Наша задача: на примере показать каждому воспитаннику, как можно, полноценно проводя свободное время, получить интересующие их знания, научиться новым видам деятельности, реализовать свои умения и возможности в творчестве, спорте, труде. Ведь научить каждого несовершеннолетнего направлять свою деятельность в часы досуга на достижение поставленных целей, получать результат, уважение друзей и собственную удовлетворенность — это так важно. Поэтому весь педагогический персонал старается, чтобы досугово-культурная деятельность была многогранной и включала в себя самые разнообразные формы творческой, музыкальной, художественной и спортивной деятельности, удовлетворяла интересы детей, и являлась профилактикой правонарушений и предупреждением самовольных уходов воспитанников из учреждения. За период 2016 года в отделении социальной диагностики и социальной реабилитации учреждения прошли реабилитацию 14 несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в 2017году – 4 несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, склонные к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящие на учётах ОДН и КДНиЗП привлекаются в мероприятия досугово-культурной и спортивной направленности в первую очередь.
Работа в отделении социальной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних строится согласно пяти основным программам: «Домострой», «Альтернатива», летнее трудовое объединение ЛИК, «Патриот», «Перспектива», которые направлены на профессиональное самоопределение, формирование трудовых, гражданско-патриотических, правовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни несовершеннолетних.
В рамках патриотического воспитания создан клуб «Патриот», который строит свою деятельность по историко – краеведческому, военно-профессиональному, физкультурно — оздоровительному, гражданско-патриотическому направлениям, согласно которым ребята, в том числе несовершеннолетние состоящие на учётах ОДН и КДНиЗП посещают различные музеи: музей ГУ МВД г. Иркутска, Краеведческий музей г.Усолье-Сибирское, музей Победы г.Ангарска, «Музей боевых трофеев», встречаются с интересными и знаменитыми людьми, принимают активное участие в акциях: «Чистый поселок — здоровая молодежь», «Красота родного края», «Живи мой посёлок, расти и процветай », «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат», «60 минут внимания», «Добрые дела», «Наши руки не для скуки», «Мои года, моё богатство», организуют концерты, готовят сувениры. С целью обогащения знаний о воинской службе поддерживается тесная связь с в/ч 3695 города Ангарска, с гарнизоном «Белая» п. Средний. Ребята с большим удовольствием принимают активное участие в военно-спортивных играх: «Вместе мы — сила», «Путешествие в Спортландию», «Вперед, к новым рекордам», «60 минут к победе», «Самый ловкий, самый быстрый», «Если хочешь быть здоровым — закаляйся», «Турнир слабаков»; туристических слётах: «О спорт, ты — МИР», «День здоровья», соревнованиях между СРЦН и МБОУ «СОШ№6» п. Железнодорожный и другими общественными организациями. Участники клуба «Патриот», из числа воспитанников учреждения, в знаменательные даты календаря: День Победы, «День памяти и скорби», чествуют ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны. Всё это обогащает наших воспитанников духовно, закаляет нравственно, формирует ценности, которые не стареют, не изнашиваются, а передаются из поколения в поколение.
В праздник День Защитника Отечества наши воспитанники поздравляли всех военных, тех, кто уже отслужил, и тех, кому еще только предстоит это сделать. На мероприятие были приглашены участники боевых действий на Северном Кавказе сержант – Епонечников Виталий Николаевич и участник боевых действий в Афганистане – Строганов Виктор Степанович. Виктор Степанович рассказал ребятам о своей службе в армии, об армейской дружбе и выручке, о боевых наградах. Виталий Николаевич исполнил патриотические песни и обратил внимание ребят на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и военным традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.
В октябре 2016 года наши воспитанники побывали на ярком и незабываемом мероприятии, которое организовали благотворители Клуба активного отдыха «Периметр», несовершеннолетним представилась возможность поиграть в настоящую игру — «войнушку». Выслушав инструкцию к игре «Лазертаг» и, получив настоящую военную экипировку, ребята разбились на две команды. Самыми главными атрибутами игры стали: лазерное оружие и лазерные датчики. Команды разбежались по лесу и заняли свои боевые позиции, с которых выполняли наблюдение за «противником» и строили тактику ведения боя. Дети прятались за деревьями и буграми, маскировались в кустах, устраивали засады в ямах, бегали от «противника», шли в наступление, вели разведку. Вся игра состояла из четырех раундов, по истечению которых, была ничья. Победу одержала дружба!
Воспитателями и узкими специалистами учреждения разработаны и реализуются модифицированные социально-педагогические реабилитационные подпрограммы культурно — досуговой направленности, это: «Брейк — Данс», «Зажги в себе звезду», «Метеоритный дождь», «Юный эколог», «Музыкальная палитра», «Юный спасатель», «Радуга красок», «СМАК», «Фольклор», «Чудеса своими руками», «Домашний очаг». Участвуя в мероприятиях в рамках данных подпрограмм , дети приобретают знания в плане организации питания и ведения домашнего хозяйства, развивают музыкальные, хореографические, творческие, спортивные способности, учатся мерам пожарной безопасности, формируют знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации и направленные на профилактику самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних. Ежегодно на Новый год ребята вместе с взрослыми показывают свой новогодний спектакль. Подготовка таких постановок – долгий процесс: разучивание ролей, работа по постановке речи, подготовка декораций, костюмов, музыкальное оформление. Спектакль даёт возможность каждому воспитаннику обрести уверенность в себе, поверить в свои силы и получить удовольствие от своей работы, а иногда и просто раскрыть талант. И таких тематических спектаклей, с участием воспитанников бывает не мало!!! Но самое важное, что буквально, все ребята желали бы в них принимать активное участие.
Все несовершеннолетние нашего учреждения включены в кружковую и секционную деятельность, согласно их желаниям, способностям и физическим факторам, что даёт возможность посещать кружки, секции и мастерские учреждения: «Чудеса своими руками», «Театр – это маленькая жизнь», «Вокал», секция «Спортивная» (зимой — лыжи; летом — футбол, волейбол, теннис, творческие, швейные, столярные мастерские. В весенне-осенний период времени несовершеннолетние принимают участие в выращивании картофеля на арендуемом поле и других овощных культур на огородном участке учреждения; активно ухаживают за домашними животными.
Наши воспитанники с большим желанием посещают спортивные секции на базе и других учреждений: спортивный клуб «Сокол» (занятия по армейскому рукопашному бою) — 2 раза в неделю; секцию волейбола на базе МБОУ «СОШ» №6 (1 раз в неделю). На протяжении долгих лет воспитанники учреждения принимают участие в областных, районных и всероссийских фестивалях для творчески одарённых детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и становятся их лауреатами и победителями. Правильно организованный досуг приносит свои положительные результаты, так четверо несовершеннолетних были устроены в музыкальную школу-интернат с углубленным изучением музыки, двое из которых, связали своё дальнейшее образование и профессию с музыкой. П. Денис, закончив школу интернат с углубленным изучением музыки на отлично, поступил в музыкальный колледж им.Шопена г.Иркутска, в настоящее время работает музыкантом в г.Красноярске. После отличного окончания школы-интерната с углубленным изучением музыки, Г. Алексей отслужил в рядах РА в военном оркестре, в настоящий момент учится в музыкальном колледже в г.Москве.
С целью обогащения багажа знаний и приобретения новых друзей, с 2012 года наши воспитанники активно принимают участие в областном благотворительном проекте «Парад планет», где раз в месяц выезжают на мероприятия интеллектуальной, познавательной, спортивной и развлекательной направленности в г.Усолье-Сибирское, г.Ангарск, г.Иркутск.
В нашем учреждении достаточно успешно реализуются новые формы работы, которые были одобрены Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области и рекомендованы для использования в других учреждениях социального обслуживания:
Портфолио «Добрых дел». С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения ими противоправных действий за несовершеннолетними «группы риска» закреплены ответственные педагоги-воспитатели, которые курируют закреплённых за ними воспитанников, вовлекая их в различные мероприятия досугово — культурной, спортивной, кружковой направленности учреждения, города и района. В течение года, на каждого закреплённого воспитанника собирается портфолио и делается отчёт в виде презентаций о несовершеннолетнем
Проект «Выходного дня». В рамках подпрограммы «Домашний очаг» реализовывается «Проект выходного дня», где воспитанники учреждения, приходя в семьи воспитателей, имеющих разрешение от органов опеки на прием детей в каникулярное время и выходные дни, приобретают навыки практического решения проблемных вопросов: расчет бюджета, составление заявлений, писем; совместно с педагогом посещают различные организации ( ЖКХ, органы опеки, паспортный стол, учреждения здравоохранения и др). «Проект выходного дня» имеет следующую документацию: разработанный проект, положение, «Маршрутную книгу».
В начале 2017 года «Проект выходного дня» получил рецензию, а так же занял первое место на конкурсе, организованном Институтом развития образования г.Иркутска в номинации «Лучший проект по организации социальной адаптации и (или) постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Правильное и грамотное планирование досуговой занятости детей и подростков, а особенно занятости несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящих на учётах ОДН и КДНиЗП является эффективным методом в воспитании детей, которое позволяет им самореализовываться и социально адаптироваться, формирует лидерские качества и является ступенью в успешное будущее.
Там, где царит «Атмосфера творчества и мастерства», скучать не приходится! Совместное участие в различных мероприятиях- повод продемонстрировать свои таланты и мастерство, окунуться в море приятных и полезных вещей, получить огромный опыт и заряд положительных и позитивных эмоций.
Автор статьи: заведующая отделением социальной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних Е.Н. Розанова.